Запрос:

Установить плагин

Рекомендую
0 0

«Христианская топография» Козьмы Индикоплевста.


Козьма, названный после своего путешествия в Индию и Эфиопию, Индикоплевстом в 535 году написал манускрипт «Христианская топография вселенной, основанная на свидетельстве Священного Писания и в которой не дозволяется христианам сомневаться». Самые знаменитые из христианских учёных - Лактанций, Блаженный Августин, святой Иоанн Златоуст - находили, что система Птолемея противоречит некоторым местам из Библии - тем, которые относятся к нешаровидности Земли, отсутствию антиподов и другим. Козьма написал своё сочинение с целью опровергнуть мнение тех, кто придавал Земле круглую форму. Он привёл в систему космографические представления Отцов церкви и задался целью объяснить все небесные явления согласно со Священным Писанием.
В первой книге Козьма Индикоплевст отвергает мнение о шарообразности Земли и считает его еретическим. Во второй книге он излагает свою собственную систему. Книги с пятой по девятую посвящены учению о движении светил. Согласно учению Козьмы обитаемая Земля имеет плоскую поверхность. По форме Земля - параллелограмм, у которого две стороны вдвое больше двух других сторон. Этот параллелограмм окружён Океаном, который создал четыре залива - моря Средиземное и Каспийское и заливы Аравийский и Персидский. За Океаном существует, во всех направлениях, другой континент, куда люди не могут проникнуть, но на одной части которого они жили до потопа. Земной рай у Козьмы помещается на востоке, как и четыре реки, орошающие Эдем. Реки эти через подземные каналы низвергаются в послепотопную Землю. С четырёх внешних сторон Земли возвышаются отвесные стены, которые, опоясывая её, соединяются и образуют свод. Небо составляет купол этого здания. Таким образом, Вселенная по Козьме имеет форму чемодана, разделённого на две части. Первая часть - местопребывание людей - простирается от Земли до небесной тверди, над которой светила совершают свои круговращения; там пребывают ангелы, которые никогда не поднимаются выше. Вторая часть простирается от тверди до верхнего свода, который венчает и заканчивает мир. На тверди находятся воды небес, за которыми находится царство небесное. Козьма допускает, что не только Солнце и Луна, но и все светила руководствуются высшими духовными силами, ангелами, которых он сравнивает со «светоносцами». Таким образом, выходит, что движение этих светил совершается под влиянием разумной причины, которая каждому из них присуща. Таким же образом ангелы приготовляют дождь, скопляют облака и управляют ветрами, росою, снегом, жаром, холодом и другими метеорологическими явлениями.
В доказательство справедливости своей системы Козьма приводит мнение Отцов церкви и толкователей Библии, что Земля имеет форму скинии, воздвигнутой Моисеем в пустыне. Он напоминает, что скиния имела форму большого ящика, более длинного, чем широкого, и из этого выводит, что такова должна быть форма вселенной и что Земля, по его мнению, представляется столом, длина которого вдвое больше ширины.
Последовательность дней и ночей и изменения времён года Козьма объясняет таким образом: «Земля или этот удлинённый стол, окружённый высокими стенами, как бы разделён на три части: I-я представляет обитаемую землю, которая занимает середину; II-я - океан, который окружает эту землю со всех сторон; III-я - другую твёрдую землю, окружающую океан и заканчивающуюся высокими стенами, на которую опирается твердь.
Обитаемая земля идёт, всё поднимаясь, от юга к северу, так что южные страны гораздо ниже стран северных. Это потому, что Тигр и Евфрат, текущие с севера на юг, имеют течение быстрее, чем Нил, направляющийся в противоположную сторону. На самом севере существует большая коническая гора, за которую скрываются Солнце, Луна, планеты, кометы; эти светила никогда не спускаются под Землю; они только обращаются около этой большой горы, которая скрывает их от нашего взора на более или менее продолжительное время. Смотря по тому, приближается ли Солнце к северу, или удаляется от него, и, следственно опускается оно на Небе или подымается, оно исчезает за горою в различных точках, более или менее удалённых от её основания, и потому больше или меньше времени бывает скрыто от наших взоров: отсюда происходит неравенство дней и ночей, последовательность времён года, затмения и все явления, происходящие на Небе».
«Со всех сторон против Церкви направлены нападки; некоторые люди, прикрывающиеся именем христиан, утверждают, не взирая на Священное Писание и заодно с языческими философами, что Небо имеет сферическую форму; без сомнения, эти люди введены в заблуждение затмениями Солнца и Луны».
«Я сейчас докажу им, что ни Солнце, ни Земля не имеют сферической формы. Это не пустая гипотеза, изобретённая мною, а результат тщательного изучения скинии Моисея, построенной по повелению Господа, дабы воспроизвести мир, скинии - образа вселенной, как называется она в Новом Завете, вселенной в сущности единой, но разделённой надвое твердью. И, как в скинии существует одна часть внутренняя, другая внешняя, так и во вселенной существует область низшая, а другая высшая: в одной помещается ад, в другой - будущий мир, куда наш Спаситель Иисус Христос после Своего Воскресения вступил первый, а за ним вступят и праведники. От Адама до Моисея, от Моисея до Иоанна, от Иоанна все апостолы и евангелисты, все, повторяю я, говорили в один голос об этих двух областях. Ни один из них не предполагал, что когда-нибудь, прежде или после, существовала третья область, но все, руководимые Святым Духом, объявили что существуют только две области. Вот на каком основании я, неотступно следуя Священному Писанию, изобразил вселенную, затем эти места, откуда вышли Израильтяне, эту гору, где они получили написанный закон, эту божественную скинию и, наконец, обетованную землю, где они учредили своё местопребывание до того дня, когда явился Предречённый пророками и поведал им о второй области, которая их ожидает, области, которую Он всем нам показал и в которую, при Своём втором пришествии, Он позовёт всех праведных, говоря им: Придите все верные, примите уготованное вам от начала веков царство. Слава Ему во все веки!»
«Те, кто доверяется мирской науке, воображают, будто возможно объяснить вселенную разумом. Они со смехом слушают рассказы из Священного Писания, которому осмеливаются не верить; они отвергают истину слов Моисея, пророков и апостолов; они хотят объяснить форму вселенной или геометрическими вычислениями астрономии, которые они облекают в прекрасные фразы, или затмениями Луны и Солнца, и, таким образом, обманываются сами и совращают других с истинного пути!»
«А звёзды! Что делают они там, прикреплённые к вашему вымышленному своду? Почему все эти неподвижные звёзды, сопровождающие Марса, самое низшее из созвездий, говорите вы, всегда одинаковы и схожи? Почему одинаковы и те, которые сопровождают Юпитера? Самое Небо не всегда имеет один и тот же оттенок; отчего, например, этот млечный оттенок, если поверхность, до которой достигают наши взоры, всегда одинакова? Я думаю, после этого очевидно для всех, что Небо состоит из различных элементов, и что никто не может сказать противного. Если Небо не состоит из одного элемента, имеющего круговое движение, но из четырёх различных элементов, то не может быть вращательного движения: ибо, или Небо будет двигаться сверху вниз, или его увлекает тяжесть, или, снизу вверх, если противный элемент сильнее, или оно останется на месте, если оба элемента равны. Вывод совершенно ясен. Кто же когда видел, чтобы Небо поднималось или опускалось? Явное доказательство, что оно неподвижно».
«И как согласить их слова? Они говорят, что Небо имеет круговое движение, а между тем предполагают, что ничего, кроме Неба не существует? Ничто не может двигаться в одном из четырёх элементов: земля, воздух, вода или огонь, и, следственно, необходимо, или чтобы тело, находящееся в движении, перешло из конечного в бесконечное, или чтобы оно вертелось непрестанно на одном и том же месте».
«Когда вы утверждаете, что Земля составляет центр, около которого двигается вселенная, ваша гипотеза рушится сама собою, так как вы в одно и то же время помещаете Землю и в середине и внизу, а один и тот же предмет не может находиться и в центре и внизу, ибо центр составляет середину между верхом и низом. Зачем же после этого упорствовать, поддерживая подобные нелепости против текста Священного Писания»?
«Господь, создав Землю, не установил её ни на чём. Земля, значит, поддерживается силою Господа, Творца всех вещей, носящего всё, - по Апостолу - единым словом силы своей. Если бы под Землёю и вне её что-нибудь существовало, то это что-нибудь естественно бы упало. Господь утвердил Землю, как основание вселенной и повелел ей держаться собственной своей тяжестью. Господь, сотворив Землю, соединил окраины Неба с окраинами Земли, оперев нижние части Неба с четырёх сторон и расположив его сводом над Землёю, во всю её длину. Затем, по ширине Земли он установил Небо, как стену, которая идёт сверху вниз, образуя, таким образом, нечто вроде со всех сторон закрытого дома, или нечто вроде длинной комнаты со сводами, ибо пророк Исайя говорит: Он расположил Небо в виде свода; а Иов так выражается относительно соединения Неба и Земли: Он наклонил Небо к Земле, затем растворил Землю, как извёстку, и припаял её, как квадратный камень. Как же применить эти слова к сфере?» «Все светила созданы для того, чтобы управлять днями и ночами, месяцами и годами, и двигаются не вследствие движения Неба, но под влиянием божественных сил или светоносцев. Бог сотворил ангелов, дабы они Ему служили, и одним повелел двигать воздух, другим Солнце, некоторым Луну, некоторым звёзды, некоторым, наконец, повелел скоплять облака и приготовлять дождь».
Мне кажется, что комментарии к подобным откровениям излишни. Следует только заметить, что возможно не стоило так подробно останавливаться на этой системе, если бы она не была господствующей в европейской космографии на протяжении шести с лишним столетий. Идею Козьмы Индикоплевста о предназначении ангелов для управления вещами разделяли многие видные учёные того времени. Христианские учителя, приверженцы мнения святого Илария и Феодора, - одни полагали, что ангелы носят светила на своих плечах, другие, что они катят их впереди себя, или увлекают за собою.
Ричиоли, иезуит и одновременно учёный-астроном допускает, что каждый ангел, толкающий звезду, с большим усердием следит за тем, что делают остальные, дабы таким образом относительные расстояния между светилами всегда оставались такими, какими они должны быть.
Аббат Трифем говорит о последовательном ряде семи ангелов или планетных духов, которые один за другим, по триста пятьдесят четыре года каждый, управляли небесными движениями с сотворения мира до 1522 года.

Рекомендации Друзья