Запрос:

Установить плагин

Рекомендую
0 0

Анаксагор Клазоменский.


Анаксагор – выдающийся ионийский философ, переселившийся в Афины и ставший основателем афинской философской школы. Ученик Анаксимена, он считал, что основой мира является не какая-то одна стихия, как у милетцев, а множество бесконечно малых первочастиц (гомеоморий - термин, введённый Аристотелем для обозначения понятия элементарного начала, мельчайшего элемента всякого качества (семени) в философии Анаксагора) которые не могут переходить одна в другую.
Хотя, как и большинства ранних греческих философов, работы его не сохранились, его учение известно по большому количеству цитат более поздних авторов. Во второй половине V века до н.э. считалось, что каждый культурный человек должен знать его произведения. Из платоновой Апологии Сократа известна даже цена на книги Анаксагора:
«— Право же так, о мужи судьи, потому что он утверждает, что Солнце — камень, а Луна — земля.
— Берешься обвинять Анаксагора, друг Мелет, и так презираешь судей и считаешь их столь несведущими по части литературы! Ты думаешь, им неизвестно, что книги Анаксагора Клазоменского переполнены подобными мыслями? А молодые люди, оказывается, узнают это от меня, когда они могут узнать то же самое, заплативши за это в орхестре иной раз не больше драхмы». (Платон. Апология. Творения Платона: Т. I—II. М., 1899—1903 пер. Соловьева).
Согласно большому количеству свидетельств Анаксагор считал Солнце раскаленной глыбой, размером больше Пелопоннеса, а на Луне есть поселения, холмы и овраги. (Диоген Лаэртий, Гарпократион, Олимпиодор, Платон, Иосиф Флавий и др.). Хотя «… по словам Фаворина в «Разнообразных рассказах», Демокрит говорил об Анаксагоре, что его воззрения о Солнце и Луне не свои, а древние: он их, дескать, украл… (Диоген Лаэртий, IХ, 34)
«Он учил, что Солнце – раскаленная глыба, по величине больше Пелопоннеса (другие приписывают это взгляд Танталу), а на Луне есть поселения, равно как холмы и овраги. Начала – гомеомории: подобно тому, как из «крупиц» (как их называют) составляется золото, так из подобочастных маленьких телец образовалась Вселенная. Движущая причина – Ум; тяжелые тела, как земля, заняли нижнее место, легкие, как-то: огонь, - верхнее, а вода и воздух – среднее. Так на плоской земле возникло море, после того как солнце выпарило влагу. Звезды первоначально двигались куполообразно, так что постоянно видимый полюс находился в зените, но впоследствии наклонились. Млечный путь – отражение света звезд, не освещаемых Солнцем, кометы – скопление планет, испускающих языки пламени, мелькающие звезды – как бы искры, выбрасываемые из эфира. Ветры возникают от того, что воздух разрежается под действием солнца. Гром – столкновение облаков, молнии – сильное трение облаков, землетрясение – опускание воздуха в недра земли». (Диоген Лаэртий, II, 8 – 9, цитируется по «Фрагменты ранних греческих философов». М., Наука 1989).
«Он считал началом всего ум и материю: ум – как творящую причину, материю – как становящуюся. Все вещи были вперемешку, а ум пришел и упорядочил. Материальные начала, по его словам, бесконечны, и малость их тоже бесконечна. Все вещи были приведены в движение умом, и подобное сошлось с подобным. Часть из них под действием кругового движения получила постоянное место на небе: плотное, влажное, темное, холодное и все тяжелое сошлись в середину (когда они затвердели, из них возникла Земля), а то, что этому противоположно: горячее, светлое, сухое и легкое, устремилось в даль эфира. Земля имеет плоскую форму и парит, не падая, благодаря своей величине, а также потому, что не существует пустоты, и потому, что воздух, сила коего безмерна, удерживает Землю на весу… Солнце, Луна и все звезды – раскаленные камни, охваченные круговращением эфира. Ниже звезд есть некие тела, которые вращаются вместе с Солнцем и Луной, невидимые для нас. Тепло звезд мы не ощущаем, так как они на большом расстоянии от Земли, и к тому же не так горячи, как Солнце, поскольку занимают область похолодней. Луна ниже Солнца и ближе к нам. Солнце по величине превосходит Пелопоннес. Свет у Луны не свой, но от Солнца. Круговращение звезд происходит под Землей. Затмения Луны бывают от того, что ее заслоняет Земля, а иной раз и тела, ниже Луны; затмения Солнца – когда его заслоняет Луна, по новолуниям. Повороты Солнца и Луны происходят от того, что их отбрасывает назад воздух. Луна поворачивает часто, так как не может одолеть холодное начало. Он впервые точно определил условия затмений и лунных фаз. Он сказал, что Луна землеобразна и что на ней есть равнины и ущелья. Млечный путь – отражение света звезд, не освещаемых Солнцем. Падающие звезды как бы искры, которые срываются от движения небосвода». (Ипполит, I, 8, 1 – 10, цитируется по «Фрагменты ранних греческих философов». М., Наука 1989).
Также, согласно Диогену Лаэртию (II, 10), Анаксагор предсказал падение камня у Эгоспотамов. Анаксагору приписываются слова, что камень упадет с Солнца. Далее, со ссылкой на «Историю» Силена уточняется, что Анаксагор объяснил падение камня тем, что все небо состоит из камней. Они удерживаются за счет быстрого вращения и падают, если оно замедляется. Плиний писал: Греки сообщают, что Анаксагор Клазоменский во второй год 78-й олимпиады благодаря своим познаниям в астрономии предсказал, в какие дни упадет камень с Солнца, что и произошло среди бела дня в области Фракии возле реки Эгоспотамы (камень этот показывают и по сей день: он величиной с груженый воз и опаленного цвета), причем в те дни в небе пылала комета. Если поверить в то, что он и впрямь это предсказал, придется также признать, что провидческая способность Анаксагора была совершенно удивительной… Однако сам факт частого падения не подлежит сомнению. (Плиний, Естественная история II, 149, цитируется по «Фрагменты ранних греческих философов». М., Наука 1989).
Плутарх отмечал, что «Говорят, будто Анаксагор предсказывал, что одно из прикрепленных к небу тел в случае колебания и сотрясения может оборваться и рухнуть вниз. Ни одна из звезд, утверждал он далее, не находится теперь на искони присущем ей месте: каменистые по составу и тяжелые, светящиеся вследствие сопротивления и разрыва эфира, они удерживаются в вышине, увлекаемые огромною силой вихревого круговорота, примерно также, как были они удержаны от падения на землю первоначально, когда тяжелые и холодные частти отделялись от Вселенной» (Плутарх, Лисандр 12, цитируется по «Фрагменты ранних греческих философов». М., Наука 1989). В приведенных выше фрагментах накладываются два утверждения: Анаксагор предсказал падение камня с неба, и Анаксагор обосновал возможность падения камня с неба. Возможно, что Анаксагор обосновал возможность падения камней с неба незадолго до падения камня во Фракии. Когда же произошло падение метеорита, то создалось впечатление, что он говорил не о падении камня вообще, а о падении конкретного камня.
Есть также свидетельство о предсказании Анаксагором солнечного затмения: «И разве не истинными оказались его пророчества о том, что день обратится в ночь и что у Эгоспотамов с неба извергнутся камни?» (Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, I, 2, цитируется по «Фрагменты ранних греческих философов». М., Наука 1989). Можно предположить, что в этом фрагменте речь идет о солнечном затмении 30 апреля 463 года, хотя возможны и другие даты. Вероятно, Анаксагор пользовался вавилонскими графическими методами, но возможно, что он их улучшил: Ипполит (Опровержение всех ересей I, 8, 10) писал «Он впервые точно определил условия затмений и лунных фаз».

Рекомендации Друзья